Аннотация_к_рабочим_программам_10_11_класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина
муниципального образования Абинский район
Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной образовательной программы среднего
общего образования(10–11 классы)
2023 – 2024 учебный год
Предмет
Аннотация к рабочей программе

Русский язык
(ФРП)

Литература
(ФРП)

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС
СОО, а также Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП СОО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и
функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей,
умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно
важных для человека областях.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный
уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и
высшего образования. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления,
памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержании
программы выделяется три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
На изучение русского языка на ступени среднего общего образования отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.№ 637-р (Собрание

История
(ФРП)

законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст.2424) и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ООП СОО.
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ - начала ХХI века с целью
формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать
и интерпретировать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом. В федеральной рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены
этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ - начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Учебный предмет «Литература» на уровне среднего общего образования преемственен по отношению к
учебному предмету «Литература» на уровне основного общего образования. В 10-11 классах на изучение
учебного предмета «Литература» (базовый уровень) отводится 204 часа:
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Федеральная рабочая программа по истории на уровне сред него общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной программы
воспитания, и подлежит не посредственному применению при реализации обязательной
части ООП СОО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания
и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение истории на ступени среднего общего образования (базовый уровень) отводится 136 часов:
● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю).

Обществознание
(ФРП)
(углубленный
уровень)

География
(ФРП)

Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования1, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня реализует принцип преемственности рабочих
образовательных программ основного общего и среднего общего образования и ориентирована на расширение и
углубление содержания, представленного в рабочей программе по обществознанию базового уровня.
Содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума
различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных институтов. В
основу отбора и построения учебного содержания положен принцип много дисциплинарности
обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук. Углубление
теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного
получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с
адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций. Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение обучающимися
широкого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования.
В соответствии с учебным планом социально-экономического профиля обществознание на углублённом уровне
изучается в 10 и 11 классах. Общее количество времени на два года обучения составляет 272 часа (136 часов в
год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет:
● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне составлена на основе
ФОП СОО.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне отражает основные требования
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом
Концепции развития географического образования в Российской Федерации, принятой на Всероссийском съезде
учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской
Федерации от 24.12.2018 года. В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на формировании у
обучающихся целостного представления о роли России в современном мире. Факторами, определяющими
содержательную часть, явились интегративность, междисциплинарность, практико-ориентированность,
экологизация и гуманизация географии, что позволило более чётко представить географические реалии
происходящих в современном мире геополитических, межнациональных и межгосударственных,
социокультурных, социально-экономических, геоэкологических событий и процессов.
Всего на изучение учебного предмета география на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (1
час в неделю) в 10—11 классах.
● 10 класс – 34 часа (1 час в неделю);

Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
(ФРП)

● 11 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС
СОО, федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Программа обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании учебного предмета
ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в
области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; предполагает
освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация,
экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация – и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение
выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными
потребностями личности, общества и государства.
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования федеральная рабочая программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«Предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости безопасно действовать».
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего
образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
Модуль №1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»
Модуль №2 «Безопасность в быту»
Модуль №3 «Безопасность на транспорте»
Модуль №4 «Безопасность в общественных местах»
Модуль №5 «Безопасность в природной среде»
Модуль №6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Модуль №7 «Безопасность в социуме»
Модуль №8 «Безопасность в информационном пространстве»
Модуль №9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и
здоровья населения».
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (1 час в
неделю) в 10—11 классах.
Для формирования практических навыков в области военной службы в соответствии с Приказом Министра
обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134
от 24 02 2010 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации

Иностранный язык
(английский)

начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» организуются учебные
сборы. На учебные сборы отводятся 5 дней продолжительностью 35 часов.
Рабочая программа среднего общего образования по иностранному (английскому) языку (базовый уровень) составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 05 2012 № 413 с изменениями,
внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 12 2014 № 1645, от 31
12 2015 № 1578, от 29 06 2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 09
2020 № 519, от 11 12 2020 № 712), основной образовательной программой среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
28.06.2016 г. № 2/16) с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания, представленных
в Универсальном кодификаторе по иностранному (английскому) языку (одобрено решением ФУМО от 12 04
2021 г , Протокол №1/21), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представлен- ной в федеральной рабочей программе
воспитания (одобрено решением ФУМО от 12 06 2020 г ).
Рабочая программа учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его лингвистических
особенностей и структуры русского языка обучающихся, межпредметных связей иностранного (английского)
языка с содержанием других общеобразовательных предметов, изучаемых в 10—11 классах, а также с учётом
возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе для старшей ступени средней
общеобразовательной школы предусмотрено дальнейшее совершенствование сформированных иноязычных
речевых умений обучающихся и использование ими языковых средств, представленных в примерных рабочих
программах начального общего и основного общего образования, что обеспечивает преемственность между
этапами общего образования английскому языку. При этом содержание примерной программы среднего общего
образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания обучающихся
заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств,
предметным содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими
особенностями обучающихся 16—17 лет.
На ступени среднего общего образования на изучение предмета “Английский язык” в гуманитарном профиле
отводится 204 часа (3 часа в неделю).
● 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).

Математика
(углубленный
уровень)

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» углублённого уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультуного,
личностного и познавательного развития личности обучающихся.
Основные линии содержания курса математики в 10—11 классах углублённого уровня: «Числа и вычисления»,
«Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа»,
«Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и
статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не
независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая
составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и
содержательные линии. Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования требование «умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема,
следствие, свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки; умение формулировать обратное и
противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать метод математической
индукции; проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность
рассуждений» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам
обучения на уровне среднего общего образования.
В учебном плане технологического и социально-экономического профилей на изучение математики в 10—11
классах на углублённом уровне отводится 8 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 560
учебных часов.

Математика
(базовый уровень)

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10—11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традиций российского образования Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми
компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития личности обучающихся.
В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в
Российской Федерации» В соответствии с названием концепции, математическое образование должно, в
частности, предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний,
необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе.
Основные линии содержания курса математики в 10-11 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра»
(«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия»
(«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика».
Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо
одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
требование «владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать
определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач»
относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на
уровне
среднего образования.
Настоящей рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трёх
учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а
элементы логики включаются в содержание всех названных выше курсов. В учебном плане на изучение
математики в 10—11 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350
учебных часов:
● 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю)

Информатика

Биология

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего, а также Федеральной программы
воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы в первую очередь на
общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития,
которые включают в себя:
● понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной
области;
● умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария
данной предметной области;
● осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных
связей с другими областями знания.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно основной
образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11
классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю) в гуманитарном, естественно-научном и
социально-экономического профилей.
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12 .2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания учебного
предмета «Биология» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания.
Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с учётом приоритетного значения
знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии
с этим в структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как
наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая
система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и
присущие им закономерности».
На её изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах гуманитарного, социальноэкономического и технологического профилей.

Физика

Химия

Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень изучения предмета)
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования
(ФГОС СОО), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания
учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной картины мира учащихся 10—11
классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа
соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным
результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с
естественно-научными учебными предметами.
Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование
представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в
современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественно-научных
явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего образования.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 136 часов за два года обучения
по 2 часа в неделю в гуманитарном, социально-экономическом профилях 10 и 11 классов.
Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, с учётом «Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы» и основных положений федеральной рабочей
программы воспитания.
Химическое образование в школе является базовым по отношению к системе химического образования,
реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают
государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия». В ходе изучения
предмета учащиеся познакомятся с основами органической химии. Получат базовые представления о
номенклатуре, изомерии, способах получения и химических свойствах органических соединений различных
классов. Также учащиеся познакомятся на базовом уровне с различными областями применения органических
веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы — «Органическая
химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы
базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической
химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения
всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.

Физическая
культура

На ступени среднего общего образования на изучение химии отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в
гуманитарном, социально-экономическом и технологическом профилях 10 и 11 классов.
Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных
организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через
конкретное содержание.
В 2023-2024 учебном году в 10 классе – 2 часа в неделю (68 часа в год), в 11 классе – 3 часа в неделю – 102 чса
в год).
Вариативный модуль «Самбо» реализован следующим образом: в 10 классе - за счет часов внеурочной
деятельности, в 11 классе – 3-ий час физической культуры.

Рабочая программа разработана на основе ФГОС СОО, планируемых результатов среднего общего образования в
соответствии с ООП ФГОС СОО, УП, УМК, Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования по экономике.
Данная программа раскрывает содержание общего курса экономики, давая необходимые представления об основных
макроэкономических показателях, циклах развития экономики, роли и месте Российской Федерации в системе
Экономика
мирового хозяйства. Изучение программы позволит учащимся объективно оценивать экономическую информацию
(углублённый
по макроэкономике, анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации
уровень)
в экономике России; оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения.
Полученные знания помогут выпускникам грамотно исполнять типичные экономические роли: в качестве
гражданина и налогоплательщика.
В гуманитарном профиле в 11 классе предмет изучается из расчёта 2 часа в неделю за счёт обязательной части
учебного плана (всего 68 часов).
Рабочая программа ориентирована на 11 класс и рассчитана на 68 учебных часов за 1год обучения из расчёта 2 часа
Право
(углублённыйуровень) в неделю.
Цель изучения учебного предмета: развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой
культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на
осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие
развитию профессиональных склонностей;
Задачами являются:
-воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения
к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
-освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для
ориентации в российском и мировом нормативно -правовом материале, эффективной реализации прав и законных
интересов; ознакомление с содержанием

Индивидуальный
проект

-профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
-овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения
практических задач в социально
-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
Содержание предмета «Право» базируется на положениях правового компонента интегрированного предмета
«Обществознание» в основной школе и тесно связано с политологическими разделами обществознания в основной
и старшей школе.
Главная цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и развитие школьника, с тем чтобы
он смог осознать свой гражданско-правовой статус, включающий конституционные права, свободы и обязанности;
необходимость уважать закон и правопорядок, права других людей; быть готовым руководствоваться нормами
права в своей повседневной деятельности.
Основные образовательные технологии. Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Формы контроля: стартовый, текущий, промежуточный, итоговый (в форметеста, самостоятельных и практических
работ, зачета по проектной и исследовательской деятельности)
Содержание курса «Право» 11 класс:
Раздел 3. Основные отрасли российского права.
Тема 6. Гражданское право
Тема 7. Налоговое право
Тема 8. Семейное право
Тема 9. Трудовое право
Тема 10. Административное право
Тема 11. Уголовное право
Тема 12. Основы судопроизводства
Тема 13. Международное право
Программа предназначена для учащихся 10 - 11 классов
Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму
деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной
теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой,
иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных
знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и

Основы налоговой
грамотности

Финансовая
грамотность.
Цифровой мир.

интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени,
специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования
или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного.
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности
обучающегося, способной:
- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
- проявлять социальную ответственность;
- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Согласно учебному плану предмет «Индивидуальный проект» изучается в 10 и в 11 классах в объеме 34/34 часов (1
час в неделю).
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования предметной области «Общественные науки».
Содержание учебного курса «Общественные науки.
В рамках учебного предмета «Основы налоговой грамотности» предполагается обучение учащихся налоговой
грамотности с учётом их возрастающей потребности социализации в мире налогов и необходимости налоговой
компетентности.
Основные акценты в процессе предлагается направить на формирование компетенции умения работать с
информацией о налогах, об изменениях в налоговом законодательстве путём поиска необходимой информации,
анализа и интерпретации, а также решению задач на расчёт суммы налогов по действующим налоговым
ставкам и умению пользоваться цифровыми сервисами ФНС. Содержание программы направлено на дополнение
предметов общественно-научного цикла (обществознания, истории, географии) и предполагает формирование
налоговой грамотности у обучающихся на базовом уровне.
Основы налоговой грамотности изучается в 10 и в 11 классах в объеме 34/34 часов (1 час в неделю).
Курс Финансовая грамотность. Цифровой мир. 10-11 классы направлен на формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, на овладение
обучающимися навыками практической адаптации в динамично меняющемся цифровом мире, которые
используются для решения финансовых проблем.
Цели изучения курса:
- приобретение опыта решения финансовых вопросов учащимися 10-11 классов на основе практикоориентированного подхода с применением цифровых технологий;
- формирование финансовой грамотности у учащихся 10- 11 классов для принятия аргументированных решений на
основе альтернатив в цифровом мире.
Финансовая грамотность. Цифровой мир. изучается в 10 и в 11 классах в объеме 34/34 часов (1 час в неделю).

Основы педагогики и
психологии

Информационная
безопасность

Рабочая программа элективного курса «Основы педагогики и психологии» составлена на основе рабочей
программы, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)
Разработчики: Пономарёва Н. В., канд. филол. наук, директор, Бабинцева Н. Н., канд. психол. наук, заведующий
кафедрой начального и дошкольного образования, Валюшина Н. М., канд.
пед. наук, заведующий кафедрой социальногуманитарных дисциплин, Казарина В. В., канд.
пед. наук, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин
Целью реализации рабочей программы является создание условий для профессионального самоопределения
обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Задачи реализации программы:
− мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор и потребность в профессиональном
самоопределении с помощью формирования системного представления о педагогической деятельности;
− формировать осмысленное отношение к специфике педагогической профессии, профессионально значимым
качествам личности педагога и требованиям к профессиональной педагогической деятельности;
− развивать у обучающихся навыки конструктивного общения, саморегуляции поведения и деятельности,
способности работать в команде.
− развивать проектные и исследовательские умения, умения самостоятельно работать с информацией;
− обеспечить практический опыт исследовательской работы.
«Основы педагогики и психологии» изучается в 10 и в 11 классах в объеме 34/34 часов (1 час в неделю).
Цель программы «Информационная безопасность» - сформировать у учащихся базовые знания и умения, которые в
последующем позволят обезопасить себя в современной информационной сфере; обезопасить хранение, передачу,
обработку и использование конфиденциальной информации.
Задачи программы:
формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися общечеловеческих
ценностей, таких как: как человеческая жизнь, свобода, равноправие и достоинство людей, здоровье, опыт
гуманных, уважительных отношений с окружающими;
создавать педагогические условия для формирования правовой и информационной культуры обучающихся,
развития у них критического отношения к информации, ответственности за поведение в сети Интернет и
последствий деструктивных действий, формирования мотивации к познавательной, а не игровой деятельности,
воспитание отказа от пустого времяпрепровождения в социальных сетях, осознания ценности живого
человеческого общения;
формировать отрицательное отношение ко всем проявлениям жестокости, насилия, нарушения прав личности,
экстремизма во всех его формах в сети Интернет;
мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых
регуляторов жизни общества и государства в условиях цифрового мира;
научить осознавать важность проектирования своей жизни и будущего своей страны - России в условиях
развития цифрового мира, осознавать ценность ИКТ для достижения высоких требований к обучению профессиям
будущего в мире, принимать средства в Интернете как среду созидания, а не разрушения человека и
общества.
Для реализации поставленных цели и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение

Кубановедение

текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности
обучающихся на ступени среднего общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы. На изучение
курса «Информационная безопасность» отводится в 10 классе 1 час в неделю, всего 34 часа; в 11 классе 1 час в
неделю и всего 34 часа.
Рабочая программа по кубановедению в 10-11 классах составлена на основе в соответствии с ФГОС среднего
общего образования, на основе: Программы «Кубановедение: программа для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений (организаций) Краснодарского края» /под ред. А.А.Зайцева –Краснодар, Перспективы образования,
2017.
УМК по кубановедению: Кубановедение: учебное пособие под ред. А.А.Зайцева для 10 класса
общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2020
«Кубановедение: Краснодарский край сегодня», авторы: А. А. Зайцев, Е.В. Морозова, И.С. Башмаков, О.А.
Бориско, М.А. Егупова, И.В. Мирошниченко, Н.В. Плотичкина, А.Б. Сазантович, М.В. Терешина, Т.И. Беляева,
Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2020.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования:
1. Владение навыками использования исторических и географических карт при изучении важнейших событий в
истории кубанского региона.
2. Умение искать, анализировать и оценивать содержащиеся в различных источниках информации данные об
исторических событиях, имевших место на территории Кубани.
3. Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социальноэкономического развития кубанского региона.
4. Умение применять знания, полученные на уроках кубановедения, в своей практической деятельности;
использовать навыки проектно-исследовательской работы при решении социально значимых проблем региона.
5. Владение навыками исторической реконструкции для изучения историкокультурных объектов своей малой
родины.
6. Использование широкого спектра социально-экономической информации для характеристики региональной
специфики регулирования общественных отношений в период становления гражданского общества на Кубани.
7. Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани, в развитие нашего региона.
8. Умение характеризовать исторические события и явления, происходившие на Кубани, в контексте истории
Российского государства.
9. Умение применять знания по кубановедению для сохранения памятников природы, истории и культуры на
территории Краснодарского края и других российских регионов.
Место предмета в учебном плане школы
Программа рассчитана 68 часов (по 34 часа в год, 1 час в неделю).
В 10 классе реализована в курсе внеурочной деятельности, в 11 классе-как самостоятельный предмет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».