Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о работе с одарёнными детьми Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина муниципального образования Абинский район УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ № 3 ____________ А.В. Михеенко Рассмотрено и принято в качестве локального правового акта МБОУ СОШ № 3 на заседании Педагогического совета школы от 29 марта 2024 г. Протокол №11 ПОЛОЖЕНИЕ о работе с одарёнными детьми 1.Общие положения. 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2013 г., законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уставом МБОУ СОШ № 3 и регламентирует работу с одаренными детьми в МБОУ СОШ № 3. 1.2. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в общеобразовательной организации. 1.3. Работа с одаренными учащимися ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей. Одаренные дети: - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности проявления; - имеют доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда; Условно можно выделить три категории одаренных детей: - дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); 1 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о работе с одарёнными детьми - дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый возраст); - учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст). 2. Цели и задачи. Цель – создание условий для оптимального развития детей. Задачи: - выявление одарённых детей с использованием различной диагностики; - использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; - отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; - организация разнообразной внеурочной деятельности; - развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на христианских ценностях. 3.Принципы работы с одарёнными детьми. Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень). Принцип опережающего обучения. Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. Возрастание роли внеурочной деятельности. Принцип развивающего обучения. 4.Участниками реализации данного положения являются: Администрация школы (директор, заместители); Руководители школьных методических объединений; Учителя-предметники; Классные руководители; Руководители кружков внеурочной деятельности. 5.Формы проведения мониторинга реализации положения. Формы Периодичность Предметные олимпиады 1 раз в год Общешкольная конференция 1 раз в год достижений учащихся 2 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о работе с одарёнными детьми Предметные недели По годовому плану Творческие отчёты учителей из опыта По годовому плану работы с одарёнными детьми. Методический совет Внутришкольный контроль. Творческие отчёты внеурочной деятельности кружков 1 раз в год Тематические конкурсы, выставки. По годовому плану. 6. Организация и функциональное обеспечение данного положения. 1. Функции директора. Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса. Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей. 2.Функции зам. директора по УВР и ВР. Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения. (Постоянно) Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. (Не менее 1 раза в год.) Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. (Постоянно) Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По заявкам учителей-предметников и классных руководителей). Сбор банка данных одарённых детей. 3.Функции руководителей школьных методических объединений. Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно). Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно). Оформление материалов о работе с одарёнными детьми (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.) Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми. 4.Функции учителей-предметников. Выявление одарённых детей по своим учебным предметам. 3 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о работе с одарёнными детьми Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научноисследовательского уровней. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня. Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей. Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по учебному предмету. 5.Функции классных руководителей. Выявление детей с общей одарённостью. Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей. 6.Функции руководителей кружков внеурочной деятельности. Выявление одарённых детей. Организация творческих отчётов детей. Предоставление необходимой информации классным руководителям. Консультирование родителей. 7. Функции психолога Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная). Индивидуальные и групповые занятия с учащимися. Индивидуальные и групповые консультации для учащихся. Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации). Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа). Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. 7. Основные направления работы 1. Диагностика Для диагностики используются: Групповая диагностика: - универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, для 8-11 классов); - подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, для 5-7 классов). Индивидуальная диагностика: - прогрессивные матрицы Дж.Равена; - тест Д.Векслера; - тест Р.Амтхауэра; - тесты креативности Э.Л.Торренса; - методика диагностики дивергентного мышления (ПМДДМ), направленная на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью. Дополнительная индивидуальная диагностика: - определение ведущей репрезентативной системы; 4 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о работе с одарёнными детьми - определение доминирования полушария мозга; - определение темперамента и типологию характера; - изучение уровня тревожности (методика Филлипса); - исследование самооценки (метод Дембо-Рубинштейн). Критерии выявления одаренности: - активность, динамичность интеллектуальной деятельности; - наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков; - систематическое самообразование; - креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах); - темпераментные особенности; - активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности). 2. Развитие Работа с учащимися - вовлечение в деятельность по интересам; - организация исследовательской деятельности учащихся; - участие в олимпиадах, - соревнованиях, конкурсах; - самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; - развитие умений самостоятельно работать; - развитие абстрактного мышления; - обучение творческим методам работы; - обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; Работа с педагогами: - проведение семинаров по особенностям работы с одаренными детьми; - тренинги по развитию личностных качеств педагога и профилактике эмоционального выгорания. 5