Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина муниципального образования Абинский район УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ № 3 ____________ А.В. Михеенко Рассмотрено и принято в качестве локального правового акта МБОУ СОШ № 3 на заседании Педагогического совета школы от 30 августа 2024 г. Протокол №1 ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее по тексту - Положение) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина муниципального образования Абинский район (далее по тексту – Образовательное учреждение) устанавливает введение единых подходов к системе оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ соответствующего уровня образования. 1.2.Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 (далее - ФГОС начального общего образования); Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной Приказами Министерства просвещения Российской Федерации от18.05.2023 № 372; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 (далее - ФГОС основного общего образования); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства 1 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС основного общего образования); Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной Приказами Министерства просвещения Российской Федерации от18.05.2023 № 370; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее - ФГОС среднего общего образования); Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной Приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказом Рособрнадзора от 13.05.2024 № 1006 «Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2024/2025 учебном году»; Приказом Рособрнадзора от 13.05.2024 № 1008 «Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных работ в 2024/25 учебном году»; Письмом Минпросвещения России от 01.10.2021 № СК-403/08 «О ведении журналов успеваемости и выставлении отметок»; Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 13 января 2023 г. № 03-49 о направлении методических рекомендаций «Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Уставом МБОУ СОШ № 3. 2 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы 1.3. В настоящем Положении используются следующие термины: Оценка – словесная характеристика. Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах. Отметка выступает как результат процесса (результат действия), как его условно- формальное (числовое) выражение. Оценка результатов – это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов требованиям программы. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития универсальных учебных действий, компетенций, характеризующих учебные достижения обучающихся в учебной деятельности. Система оценки – многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов освоения обучающимися основной образовательной программы; оценку деятельности педагогов и школы, оценку результатов деятельности системы образования. Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах самооценки обучающихся; в результатах наблюдений, проводимых учителями и школьными психологами; в промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; в решении Педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующий уровень образования. Накопительная оценка («портфель достижений») – это коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях и является основой для определения образовательного результата выпускника. Комплексная работа – это контрольная работа, включающая задания различного уровня сложности из разных предметных областей. Она позволяет оценить сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных на межпредметной основе. 1.4.Система оценки достижения планируемых результатов (далее – Система оценки) является инструментом реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы и направлена на обеспечение качества образования в МБОУ СОШ № 3. 1.5.Основными функциями Системы оценки являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы общего образования; обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. 1.6.Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров 3 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня. 1.7. Установленная ФГОС общего образования система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения общеобразовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях. 1.8.Ориентация оценки на управление качеством образования. Принципиально важным положением организации системы оценки является выход за рамки контроля знаний. Ее важнейшей функцией становится ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов, обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Это, в свою очередь, предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Единым механизмом управления качеством образовательных результатов является ориентация на планируемые результаты и комплексный подход к их оценке. 1.9.Оценка результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня образования должна стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. 2. Внутреннее и внешнее оценивание 2.1.На всех уровнях школьного образования система оценивания включает различные формы оценки, которые можно условно разделить на две большие группы - внутреннее (внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание. Они направлены на выявление особенностей достижения обучающимися образовательных результатов. 2.2.Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется Положением о системе оценивания образовательных достижений обучающихся МБОУ СОШ №3: текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода и пр.; промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода; стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, 4 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования; комплексные (диагностические) работы, направленные на оценку достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов. Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов. 2.3.К процедурам внешней оценки относятся: государственная итоговая аттестация (только для уровней основного общего и среднего общего образования); всероссийские проверочные работы как комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации; мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней. 2.4.Ориентация внутреннего и внешнего оценивания на требования ФГОС общего образования, а также учет назначения каждой из процедур способствует преодолению разрыва между ними, объединяет их, представив как элементы единой системы оценки образовательных результатов обучающихся. Критериальное оценивание. 3.1.В условиях индивидуализации процесса обучения на всех уровнях общего образования, при реализации форм внутреннего оценивания, применяется критериальное оценивание. 3.2.Критериальное оценивание это процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся. Таким образом, в ходе критериального оценивания осуществляется анализ процесса достижения планируемых результатов учителем, обучающимися, другими участниками образовательного процесса. Оценивание на основе критериев позволяет сделать данный процесс понятным для всех участников образовательных отношений, повышая его объективность. 3.3.Критерии оценивания: Оценка знаний обучающихся в школе осуществляется педагогами посредством выставления отметок по пятибальной шкале: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). 3. 5 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы Отметка «5» ставится в случае: Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «4» ставится в случае Знание всего изученного программного материала. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «3» ставится в случае: Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «2» ставится в случае: Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. Особенности системы оценки достижения результатов освоения образовательной программы 4. планируемых 4.1.Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы 4.1.1. В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы. 6 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы 4.1.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования является комплексной, включает оценку достижения обучающимися трёх групп результатов образования: предметных метапредметных личностных. 4.1.3. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. 4.1.4. В оценке индивидуальных образовательных достижений педагогами школы используется «метод сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения учащихся с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию. 4.1.5. Комплексная характеристика личностных, предметных и метапредметных результатов составляется на основе Портфолио ученика. Цель Портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 4.1.5.1. На уровне начального общего образования Портфолио ученика имеет титульный лист, основную часть, которая включает следующие разделы: «Мой мир», «Моя учёба», «Моё творчество», «Я в коллективе», «Мои впечатления», «Мои достижения», «Я оцениваю себя», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь» и итоговую качественную оценку достижений обучающегося начального общего образования на основе самооценки по шкале: «нормально – хорошо – почти отлично – отлично – превосходно». 4.1.5.2. На уровне основного общего образования Портфолио имеет Основные разделы: • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам); • показатели метапредметных результатов; • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности). • 4.2. Оценка личностных результатов образования. 4.2.1. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные 7 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. 4.2.2. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. 4.2.3. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: • сформированность основ гражданской идентичности личности; • готовность к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; • сформированность социальных компетенций, включая ценностносмысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. 4.2.4. В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы. 4.2.5. Оценка достижения учащимися личностного результата образования осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся. 4.2.6. В соответствии с ФГОС в текущем образовательном процессе оценивается уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в: 1. соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; 2. участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; 3. инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 4. готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования; 5. ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д. 8 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы 4.2.7. В оценке личностных результатов образования используются методы педагогической диагностики, анкетирование, наблюдение. В рамках системы внутренней оценки в школе используется оценка сформированности отдельных личностных результатов, отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: • характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка; • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. 4.2.8. Во внутреннем мониторинге оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в: участии обучающихся в общественно значимых мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации; соблюдении норм и правил, установленных в Образовательном учреждении; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов; ответственности за результаты обучения; способности проводить осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии. 4.2.9. Внутренний мониторинг организуется администрацией Образовательного учреждения и осуществляется классным руководителем преимущественно на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики по форме, установленной в Образовательном учреждении Критерии, определяющие уровень сформированности личностных результатов на уровне основного общего образования. Критерии, определяющие уровень сформированности личностных результатов Соблюдение правил и норм, принятых в Образовательном учреждении Участие в общественной жизни Образовательного учреждения Ответственность за результаты обучения Мероприятия Экспертная оценка уровня воспитанности. Методика Н.П. Капустиной Портфолио обучающихся Схема наблюдения «Отношение к учебе». Методика Л.И. Божович 9 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы Готовность и способность делать осознанный 1. Статистический отчет. Посещение выбор своей образовательной траектории, в учащимся уроков, внеурочной деятельности, том числе выбор профессии учреждений дополнительного образования. 2. Выбор предпрофиля (7-е классы) и профиля (9-е классы), профессии (9-е класс). 3. Статистический отчет о поступлении (9-е классы) Ценностно-смысловые установки Экспертная оценка уровня воспитанности. обучающихся, формируемые средствами Методика Н.П. Капустиной различных предметов в рамках системы общего образования 4.2.10. На основе полученных результатов педагогической диагностики психолог и классный руководитель составляют характеристику обучающегося. В характеристике отмечаются образовательные достижения и положительные качества ученика, даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного обучения. В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка личностных достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся. Результаты, полученные в ходе этих оценочных процедур, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. Результаты ежедневных наблюдений за обучающимися, осуществляемые классным руководителем в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, могут накапливаться в портфеле достижений обучающихся и обобщаться в конце учебного года для оценки динамики формирования личностных результатов. 4.3. Оценка метапредметных результатов образования. 4.3.1. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных в четырех междисциплинарных учебных программах. 4.3.2. Оценка достижения обучающимися метапредметного результата образования осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся. 4.3.3. Оценка метапредметных результатов на уровне начального общего образования 10 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы 4.3.3.1. Оценка метапредметных результатов учащихся проводится учителем, классным руководителем 2 раза в год (стартовая и итоговая диагностические работы) методом встроенного наблюдения. Основными показателями уровня развития метапредметных умений (умения учиться) являются: • уровень развития учебно-познавательного интереса; • уровень формирования целеполагания; • уровень формирования учебных действий; • уровень формирования контроля; • уровень формирования оценки. 4.3.3.2. Особенности оценки метапредметных результатов на уровне основного общего образования заключаются в комплексном использовании материалов: • стартовой и итоговой диагностики (два раза в год); • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; • промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе; • текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий; • защиты индивидуального или группового проекта. Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. 4.3.4. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. 4.3.5. Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. 4.3.6. Общий подход к формированию и оценке метапредметных результатов в текущем учебном процессе состоит в том, что метапредметные действия, как правило, формируются и оцениваются как неотъемлемый элемент выполняемого учебного задания по предмету. Поэтому крайне важен отбор моделей учебных заданий, которые учитель предъявляет учащимся для формирования метапредметных результатов и их оценки. Необходимо наполнить учебный процесс такими моделями заданий и учебных ситуаций, в которых естественными элементами являются познавательные действия (логические, исследовательские, работа с информацией), коммуникативные действия, проявляющиеся как в ходе выполнения учебных заданий, так и в ходе взаимодействия и совместной деятельности, регулятивные действия. Ориентиром при отборе и конструировании заданий с элементами универсальных учебных действий служат сформулированные во ФГОС общего образования требования к составу метапредметных и предметных результатов освоения 11 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательной программы соответствующего уровня образования, необходимость включения и использования каждой группы универсальных учебных действий. 4.4.Оценка предметных результатов образования. 4.4.1. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. 4.4.2. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 4.4.3. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. 4.4.4. Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни. успешности (необходимый/базовый, выше базового (программный) и повышенный). Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по схеме: Показатели Оценка 86% - 100% повышенный выполнения уровень заданий достижения планируемых результатов 66% - 85% выше базового выполнения уровня заданий достижения планируемых результатов (программный) 50% - 65% базовый уровень выполнения достижения заданий планируемых результатов Отметка Выводы отлично «5» Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач хорошо «4» удовлетвори Овладел опорной системой тельно - «3» знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных 12 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы задач менее 50% выполнения заданий базового уровня ниже базового неудовлетво Не овладел опорной системой уровня рительно - знаний и необходимыми достижения «2» учебными действиями планируемых результатов 4.4.5. Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария: • стартовой и итоговой диагностики; • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; • промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе; • текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий; • защиты индивидуального или группового проекта. 4.4.6. Оценочный инструментарий для текущих и итоговых контрольно-оценочных процедур разрабатывается педагогами школы и составляет фонд оценочных средств. 4.4.7. Система заданий при проведении контрольно-оценочных процедур должна значительно активизировать организацию индивидуальной работы с обучающимися, повышать мотивацию обучающихся к достижению более высоких достижений в учебном процессе, актуализировать разработку и использование учебных и диагностических заданий и работ разной сложности. Задания строятся с учетом следующих положений: использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетание универсальных познавательных действий и операций, использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебноисследовательской и учебно-проектной деятельности; осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетание когнитивных операций. Для повышения осознанности обучающихся рекомендуется в процессе освоения знаний включать задания на формирование самооценки и рефлексии обучающихся в ходе анализа результатов обучения. Это могут быть листы самооценки и другое. 13 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы 4.5. Особенности оценки функциональной грамотности 4.5.1. Функциональная грамотность как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования проявляется в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни. Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности. 4.5.2. Оценка уровня сформированности функциональной грамотности является проявлением системно-деятельностного подхода к оценке образовательных достижений обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. 4.5.3. В учебном процессе используются специальные (комплексные) задания, которые отличаются от традиционных учебных задач тем, что в заданиях описывается жизненная проблемная ситуация, как правило, близкая и понятная обучающемуся. Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др. Способ решения проблемы явно не задан, допускаются альтернативные подходы к выполнению задания. Значительная часть заданий требует осознанного выбора модели поведения. 4.5.4. На отдельных предметах формируются специфические для данного предмета знания, а также компетенции, например, на уроках естественно-научного цикла формируются умения объяснять наблюдаемые явления, проводить исследования и интерпретировать полученные результаты. На всех предметах обучающиеся работают с информацией, представленной в различном виде, и решают специфические для данной предметной области задачи. По результатам выполнения отдельных заданий нельзя делать вывод о сформированности функциональной грамотности. На основе выполнения предметной диагностической или контрольной работы делается вывод о качестве и уровне достижения планируемых результатов ФГОС по данному предмету на основе единой шкалы оценки. В построении данной шкалы свой вклад вносят задания на оценку сформированности знаний и понимания их применения в различных учебных и внеучебных ситуациях. Успешное выполнение заданий на применение освоенного учебного материала во внеучебном контексте позволяет определить высший уровень достижений по данному предмету. 14 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы 4.5.5. Администрация образовательной организации принимает решение о включении в план внутришкольного оценивания комплексных работ по функциональной грамотности или диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и последовательности их проведения. 5. Заключительные положения 5.1.Настоящее Положение выносится на обсуждение на заседании Педагогического совета Образовательного учреждения, принимается с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии указанных советов) и утверждается руководителем Образовательного учреждения. 5.2.Изменения и дополнения в настоящее Положение выносятся на обсуждение на заседании Педагогического совета Образовательного учреждения, принимаются с учетом мнения совета обучающихся и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии указанных советов) и утверждаются руководителем Образовательного учреждения. 15