Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина муниципального образования Абинский район УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ № 3 ____________ А.В. Михеенко Рассмотрено и принято в качестве локального правового акта МБОУ СОШ № 3 на заседании Педагогического совета школы от 30 августа 2024 г. Протокол №1 ПОЛОЖЕНИЕ о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115) с изменениями от 07.10.2022 (Приказ Министерства просвещения от 07.2022 № 888, зарегистрированный в Минюсте 10.11.2022); - Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2024 № 182 «Об утверждении Правил формирования и ведения государственной информационной системы "Федеральная информационная система оценки качества образования»; - Постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»; - Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2024 № 732 «Об утверждении Порядка учета результатов региональных сопоставительных исследований качества общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении мероприятий по оценке качества образования»; 1 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам - Приказом Рособрнадзора от 13.05.2024 № 1008 «Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных работ в 2024/25 учебном году»; - -Письмом Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. № СК-403/08 «О ведении журналов успеваемости и выставлении отметок»; - Уставом МБОУ СОШ № 3. 1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к необходимой норме проведения контрольных, лабораторных, практических, проверочных работ по учебным предметам учебного плана. 1.3. Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи обучающихся. 2. Виды работ 2.1. Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающиеся работы. 2.2. По русскому языку, литературе, иностранному языку, математике, информатике, физике, химии проводятся текущие и итоговые контрольные работы. 2.3. Форма проведения контрольных работ определяется спецификой предмета. 2.4. Дата проведения контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составленным заместителем директора по УВР по согласованию с учителями-предметниками. 2.5. Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляются в следующих формах: контрольные или проверочные работы; диктант с грамматическим заданием; сочинения, изложения; диагностические работы; всероссийские проверочные работы (ВПР). тестирования (в том числе онлайн-тестирование). презентация учебного проекта; результаты по нормативам физического развития; 2 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам 3. Выполнения практической части учебных программ в 1-4 классах. Предмет Виды письменных работ Классы 1 Контрольный диктант Русский язык 2 3 4 7 9 9 3 3 Контрольное списывание Контрольное изложение Литературное чтение 1 Проверочная работа Техника чтения Математика 1 Контрольная работа Практическая работа Иностранный язык 2 Контрольная работа 6 6 6 2 2 2 9 9 9 4 4 4 4 4 Практическая работа 16 4 10 8 Экскурсия 6 5 3 1 Проверочная работа 4 4 4 ИЗО Проверочная работа 2 2 2 Музыка Проверочная работа 2 2 2 Труд (технология) Проверочная работа 2 2 2 Физическая культура Проверочная работа 2 2 2 Окружающий мир Комплексная работа 1 4. Выполнения практической части учебных программ в 5-11 классах. Предмет Русский язык Литература Иностранный Виды письменных работ Контрольный диктант Контрольное изложение Контрольное сочинение Контрольное тестирование Классное сочинение Контрольная работа Домашнее сочинение Контрольная работа Классы 8 5 5 8 6 8 7 6 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 5 3 2 5 4 2 5 4 2 5 9 4 10 3 11 3 2 2 3 1 1 2 5 2 4 4 3 3 7 7 5 3 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам язык Математика Контрольная работа Контрольная работа Информатика Контрольная работа Практическая работа Контрольная работа Физика Лабораторная работа Лабораторные опыты Практические работы Химия Контрольная работа Практическая работа Лабораторные опыты География Практическая работа Тестирование Обществознание Практическая работа Тестирование История Тестирование Лабораторная Биология работа Экскурсия Практическая работа Тестирование Основы Практическая безопасности и работа защиты Родины ИЗО Проверочная работа Музыка Проверочная работа Труд Проверочная работа (технология) Физическая Проверочная работа культура ОДНКНР Проверочная работа 12 11 7 5 3 14 7 5 3 7 7 5 3 16 6 4 2 14 6 4 2 17 4 9 4 11 5 11 6 10 5 10 11 12 10 12 12 2 2 2 3 12 12 4 6 4 7 10 8 11 10 7 19 17 2 2 4 3 3 3 3 3 3 2 2 2 3 2 3 2 3 2 3 3 3 12 3 4 6 4 1 1 16 2 12 17 23 1 1 3 4 3 4 4 4 2 5 2 4 2 4 3 4 4 3 4 4 3 4 4 3 4 8 10 10 10 10 12 12 4 6 8 8 4 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам 5. Содержание и порядок успеваемости учащихся проведения текущего контроля 5.1. Текущий контроль успеваемости учащихся 2-11 классов проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) в целях: контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой; оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС. 5.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в электронном журнале в виде отметок по пятибалльной системе. 5.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся по учебным курсам (в том числе внеурочной деятельности) в части формируемой участниками образовательных отношений в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в электронном журнале в виде отметок по пятибалльной системе (если учебный курс не является учебным предметом или частью учебного предмета). 5.3. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. Текущая аттестация происходит в форме выставления поурочных отметок за различные виды деятельности обучающихся в результате контроля, проводимого учителем 5.4. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы. 5.5. Результаты контрольных работ по всем предметам в 2-11 классах должны быть выставлены не позднее 5 дней после поведения работы. Исключение составляют творческие работы, сроки, проверки которых устанавливаются методическими объединениями. Самостоятельные, проверочные работы, практические работы небольшого объема также оцениваются. 5.6. Для упорядочивания системы оценочных процедур рекомендуется: проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в 5 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам расписании; не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день; исключить ситуации замещения полноценной учебной деятельности в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения «предварительных» контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры; при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в рамках учебной деятельности таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости - повторение и закрепление материала; 5.7. Для контроля за состоянием преподавания предмета администрация школы проводит в течение года контрольные работы в 2-11 классах: в сентябре – входной контроль; в декабре - по итогам первого полугодия; в мае - по итогам учебного года. 5.8. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения электронного журнала, так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости, учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 5.9. Контроль за выполнением норм оценочных процедур, а также своевременной проверкой и выставлением отметок за письменные работы педагогом в электронный журнал осуществляется администрацией школы. 6. Виды домашнего задания 6.1. Домашнее задание является частью реализации основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования и одной из форм организации образовательного процесса. Домашнее задание – это самостоятельное выполнение обучающимся заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала, применению его на практике, развитию творческих способностей и совершенствованию учебных умений и навыков. Под домашним заданием подразумевается задание, которое дается педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время. Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающимися домашних заданий осуществляются в домашних и иных 6 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривают выполнение письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета. 6.2. Виды домашнего задания: общее: домашнее задание одинакового содержания, предлагаемое всем обучающимся класса одновременно; индивидуальное: домашнее задание для отдельных обучающихся, учитывающее их индивидуальные особенности и уровень сформированности познавательных мотивов; групповое: домашнее задание, поручаемое группе обучающихся для совместного выполнения; дифференцированное: домашнее задание, которое ориентировано на разные уровни овладения предметным содержанием (базовый, повышенный, творческий); творческое: домашнее задание, в результате которого ребенок создает собственный текст культуры, который содержит любые знаковые системы: речевые тексты (устные, письменные на разных носителях), результаты практических заданий, связанных с моделированием, действиями с предметами, окружающими ребенка в повседневной жизни. Домашнее задание может быть обязательным для выполнения всеми обучающимися и дополнительным, необязательным, выполняемым обучающимся по его желанию. 6.3. Индивидуальные и групповые домашние задания могут быть рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях обучающихся по отдельным темам, на выработку практических умений и навыков, содержать задания повышенной трудности с целью развития способностей обучающихся. 6.4. Творческие задания направлены на развитие общеучебных компетенций, а также творческих способностей обучающихся. Временные рамки выполнения творческих домашних заданий (кроссворд, ребус, модель, сообщение, сочинение, исследование, проект) составляют не менее недели и не более одного задания в месяц на одного обучающегося. 6.5. Дифференцированные задания предполагают самостоятельный выбор обучающимися задания из набора заданий, предложенных учителем. 7. Требования к объему, содержанию и сложности домашнего задания Определение объема домашних заданий должно осуществляться педагогическими работниками в соответствии с Санитарно7 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам эпидемиологическими требованиями и правилами, Гигиеническими нормативами с учетом возрастных, психофизических особенностей, способностей и интересов обучающихся. 7.1. При планировании домашнего задания учитель должен учитывать следующие параметры: объем домашней работы по учебному предмету (устной и письменной); ее содержание; сложность предлагаемой работы. 7.2. Объем домашних заданий 7.2.1. Домашнее задание не должно превышать 1/3 объема классной работы по предметам: - во 2 и 3 классах – 1,5 ч; - в 4 и 5– 2 ч; - в 6-8 – 2,5 ч; - в 9-11 – до 3,5 ч. 7.2.2. Домашнее задание по технологии, изобразительному искусству, музыке и др. может также даваться в виде творческих работ (кроме исследовательских работ и рефератов). 7.2.3. Домашнее задание по физической культуре носит рекомендательный характер в виде практических упражнений. 7.2.4. Объем конкретного домашнего задания определяется учителем в соответствии с рабочей программой по учебному предмету, профилем класса, степенью подготовленности класса, с учетом требований к дозированию домашнего задания. 7.3. Содержание домашнего задания. 7.3.1. Домашние задания должны быть тесно связаны с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. 7.3.2. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными. 7.3.3. Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию обучающихся, но не точной копией выполненных в классе. 7.3.4. Учителю необходимо проводить инструктаж по выполнению домашнего задания. Необходимые разъяснения должны оставлять обучающемуся возможность творчества в решении вопросов, задач, увеличивая интерес к заданию. 7.3.5. Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать информацию, устанавливать причинно- следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях. 7.4. Сложность домашнего задания 8 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам 7.4.1. Домашние задания отличаются различной степенью сложности. Сложными являются задания творческого характера, проблемные, с поисковыми задачами. Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для обучающегося. 7.4.2. Творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у обучающихся уже есть достаточные знания и умения по учебному предмету, опыт творческой деятельности. 7.4.3. Необходимо предлагать дифференцированные задания, предоставляя обучающимся право и возможность выбирать тот уровень заданий, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. 7.4.4. На выполнение творческих заданий давать не меньше недели, чтобы ученик смог распределить свое время, избежать перегрузки. 8. Проверка и оценка домашнего задания 8.1. Проверка домашнего задания является обязательной частью урока и учитывается учителем при планировании урока. 8.2. Периодичность проверки письменных домашних заданий определяется учителем, но не реже нижеперечисленной: -в классах начальной школы, первом полугодии 5 класса домашнее задание по русскому языку и математике проверяется ежедневно; -со второго полугодия 5 класса, в 6-9 классах домашнее задание по русскому языку и математике может проверяться выборочно, но не реже одного раза в неделю у каждого обучающегося; -в 10-11 классах домашнее задание по русскому языку и математике проверяется выборочно, но не реже одного раза в месяц у каждого обучающегося; -по всем предметам (кроме русского языка и литературы) в 5–8 классах письменное домашнее задание проверяется два раза в месяц, в 9-11 классах – один раз в месяц. 8.4. Все домашние творческие письменные работы обучающихся проверяются в обязательном порядке. Ежеурочно проверяется домашнее задание у слабоуспевающих обучающихся по учебному предмету. 8.5. По итогам проверки письменных домашних работ выставляются оценки в тетрадь. За выполнение письменных дифференцированных, творческих, индивидуальных, групповых домашних работ оценки выставляются в классный журнал. По итогам проверки устных домашних заданий оценки выставляются по усмотрению учителя. 9. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию на разных уровнях образования 9.1. Требования к домашнему заданию на уровне начального общего образования. 9.1.1. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. 9 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам Если учитель может организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период. 9.1.2. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись обучающимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса. 9.1.3. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке. 9.1.4. Содержание задания должно быть понятно каждому обучающемуся. 9.1.5. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения. 9.1.6. Домашнее задание может быть общим, дифференцированным и индивидуальным. 9.2. Требования к домашнему заданию на уровне основного общего образования 9.2.1. Увеличивается объем материала для домашней работы по сравнению с уровнем начального общего образования. 9.2.2. От обучающихся требуются более разнообразные умения самостоятельной работы: умение работать с книгой, работать с картой, делать зарисовки и пр. Наряду с учебником обучающиеся должны использовать дополнительные источники информации (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы). 9.2.3. Домашние задания должны быть нацелены на обучение нестандартным способам решения проблем, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. 9.3. Требования к домашнему заданию на уровне среднего общего образования 9.3.1. Домашние задания дифференцированы по двум направлениям: уровневому и профильному. Уровневая дифференциация предполагает разделение класса на несколько групп в соответствии с достижением обучающимися уровня обязательной подготовки. Индивидуализация домашних заданий может быть достигнута путем увеличения числа задач и упражнений для обучающихся какой- либо группы класса. Профильная дифференциация предполагает изменение форм выполнения домашнего задания. Ориентация на выполнение заданий с ошибками рассуждений или записей; рассмотрение задач с лишними или недостающими данными; создание педагогических программных средств по информатике и другим учебным предметам (обучающие программы, компьютерные тесты, презентации, web-сайты и т. д.); написание стихов, рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме; создание материалов для кабинета (плакаты, стенды, наглядные пособия и т. д.). 10 Локальный акт МБОУ СОШ № 3 Положение о количестве контрольных, практических, лабораторных работ и опытов, проверочных работ, объёму домашнего задания по учебным предметам 9.3.2. Домашние задания большего объема (домашние сочинения, рефераты, тренировочные работы и другие аналогичные задания) в качестве обязательных заданий должны учитываться всеми педагогами и на период их выполнения объем домашнего задания по другим учебным предметам подлежит сокращению. 9.3.3. Наиболее трудоемкие задания, как, например, подбор примеров на определенное правило, составление схем, таблиц, необходимо давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. 9.3.4. Устные упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что увеличивает объем работы. 11